Можно ли сделать теплый пол в гараже, и как справиться своими руками?

Теплые полы обычно укладываются в жилых помещениях — чтобы босиком было приятно ходить. Но при желании их можно уложить и в гараже.

Сразу скажем: задача это муторная, реализовать ее своими руками можно не всегда и не везде. Но все-таки реально.

Стоит ли делать теплый пол в гараже?

Стоит, если соблюдены все условия из этого списка:

  • утеплены все части конструкции: стены и потолок (если нормальной теплоизоляции нет — теплый пол делать нет смысла);
  • вы часто бываете в гараже и проводите тут много времени (теплый пол греется не быстро, и если вы заглядываете в гараж на 10-15 минут — смысла в таком обогреве нет);
  • в гараже есть центральное водяное отопление (для водяного теплого пола) или не старая проводка (для электрического);
  • есть вентиляция (и приточка, и вытяжка, и они работают), чтобы отводить лишнюю влагу;
  • зимы не очень холодные и затяжные (если на улице по 3-4 месяца стоит мороз за -30º, скорее всего, такой подогрев обойдется слишком дорого, или будет неэффективным).

Если хотя бы по одному из пунктов списка у вас минус — лучше использовать любой другой способ отопления (или сначала устранить минус, а потом думать про теплые полы).

А совсем идеально — если ваш гараж соответствует всем пунктам списка, и еще и пристроен к дому. И при этом про теплый пол вы задумались на этапе строительства (или капитального ремонта), и есть возможность продумать и правильно реализовать все нюансы, влияющие на микроклимат. А именно — сделать нормальную вентиляцию, уклон пола и дренаж в нижней точке, хорошо все утеплить и гидроизолировать.

Водяной или электрический?

В большинстве случаев ставить можно только электрический пол, потому что:

  • центральное отопление есть далеко не во всех гаражных кооперативах;
  • если ЦО есть, не факт, что в гараже будут стоять батареи и краны: иногда это просто 2 трубы вдоль стены (врезаться-то можно и в них летом, когда нет теплоносителя, но не факт, что это разрешат сделать, а если сделаете втихую, то при протечке окажетесь виноватым);
  • если ЦО есть, но после вашего гаража по ходу теплоносителя есть много других гаражей — теплый пол делать нельзя: он будет забирать больше тепла, и владельцы следующих гаражей могут жаловаться на холодные батареи.

Вариант для тех, у кого есть ЦО, но его гараж далеко не самый последний по ходу теплоносителя: можно сделать водяной пол с небольшой длиной контура.

И еще один минус водяных ТП в гараже: если машина продавит трубу до трещины — будет авария. Образуется протечка горячей воды, которая замерзнет в вашей стяжке (и скорее всего ее разрушит). И эту проблему можно заметить очень нескоро — потому что не все бывают в гаражах каждый день.

Теперь про электрические ТП.

Если у вас нормальная проводка — этот вариант лучше, потому что:

  • на ваших соседях это никак не отразится (тогда как водяной пол «отнимет» часть тепла у следующих гаражей);
  • нет риска залить стяжку водой, если машина продавит ТП (даже если кабель или инфракрасный мат повредятся — у вас просто пропадет отопление, но пол останется целым).

Есть и минусы:

  • в некоторых кооперативах электричество работает дозировано — например, с 8.00 до 20.00 (хотя в этом случае в нерабочее время не получится использовать и другие электрообогреватели, так что этот пункт приводим скорее для галочки);
  • если гараж плохо утеплен, на нем стоит индивидуальный счетчик, а топиться вы планируете много-часто — счет за электричество может выйти немаленьким.

Что касается выбора между электрическими системами (стержневой или инфракрасный мат) — разницы особо нет, можно брать любую. Потому что у нас не будет необходимости и возможности замерять каждый градус.

Поэтому наш совет такой: электрический ТП — в большинстве случаев лучше и безопаснее. Водяной стоит ставить только если ваш гараж крайний или очень близко к краю, вы в нем часто бываете, и не собираетесь экономить каждый рубль (то есть сделаете стяжку достаточно толстой и армированной).

Плюсы и минусы отопления гаража теплым полом

Минусы:

  • если на пол прольется масло или бензин, а в гараже плохая вентиляция — придется дышать испарениями (но это небольшая проблема, если заметить капли и хорошо протереть разлитое);
  • без хорошего утепления гаража смысла от ТП мало;
  • без заливки бетона не обойтись, то есть монтаж системы отопления выльется и в неплохой ценник, и в долгую (на несколько недель) и сложную (из-за заливки стяжки) работу;
  • есть риск трещин бетонного пола из-за перепада температур (пример: на улице -30º, бетонная стяжка промерзла, и при включении пола температура вокруг кабеля/трубы быстро поднимается до +60-80º);
  • ТП долго прогревается (если вы заскакиваете в гараж ненадолго, то проще поставить любой электрообогреватель);
  • если работы ведутся не при строительстве гаража — из него придется все выносить и на несколько недель (пока не высохнет стяжка) ним не пользоваться
  • если в гараже ЦО, то гаражи, которые стоят по ходу теплоносителя после вашего гаража, будут получать меньше тепла, а если применять электрический пол — проводка может не выдержать;
  • ворота могут примерзать (вот почему: вы загнали в гараж машину в снегу, снег растаял, вода стекла к воротам, где уже может быть минусовая температура, и влага замерзнет, образовав наледь у створки и прихватив и ее).

Плюсы:

  • равномерный прогрев по всей площади;
  • если надумаете продавать гараж, ТП поможет поднять ценник (хотя недоверчивый покупатель может наоборот испугаться, потому что состояние труб/электрокабеля в стяжке никак не увидишь);
  • источник тепла не занимает места (особенно актуально для маленьких гаражей).

Общие советы

  • Не стелите теплый пол (хоть водяной, хоть электрический) под тяжелые предметы: станки, стеллажи, «линии», по которым будут ездить колеса машины, и под сам автомобиль (место, где он будет стоять).
  • Если планируете приходить в гараж надолго, и хотите, чтобы пол уже прогрелся к вашему приходу — сделайте удаленное управление. Для этого в гараж надо поставить роутер с сим-картой, а к ТП подключить терморегулятор с Wi-Fi-модулем.
  • Толщина стяжки над ТП должна составлять не меньше 5 см при марке бетона М300.
  • Отступы от стены до ТП должны быть не меньше 10 см.
  • Под ТП обязательно укладываем утеплитель, иначе «греть» будем не только вверх, но и вниз, тратя часть тепла впустую.

Монтаж своими руками

Поскольку укладка любого ТП (и водяного, и электрического) выполняется примерно одинаково, мы опишем общую схему. Предполагается, что старой стяжки (если была) в гараже уже нет, и из него все уже убрали.

Как сделать ТП правильно:

  1. Составляем план помещения и схему раскладки ТП.
  2. Начинаем с гидроизоляции. Выбираем любой материал, и укладываем/наплавляем с нахлестом на стены (если их тоже будем ремонтировать). Если работаем не по перекрытию или бетону, а по грунту — сначала его трамбуем, а потом насыпаем подсыпку из песка и щебня. Оставляем только нужную высоту для бетонной стяжки.
  3. Укладываем теплоизоляцию. Высоту определяем самостоятельно, она зависит от того, насколько у вас холодно в регионе, что под гаражом (грунт, перекрытие, есть ли подвал, отапливается и утеплен ли он), и какой у вас бюджет. Распространенное решение — слой в 5 см экструдированного пенополистирола (с маркировкой EPS, можно фольгированный). Альтернатива — насыпной теплоизолятор (керамзит, перлит, вермикулит) слоем в 10-20 см.
  4. Укладываем сам теплый пол (коллектор, маты или греющий кабель). Подключаем его (к теплосети или к розетке/электросети и к регулятору), и проверяем работоспособность.
  5. Укладываем поверх армирующую сетку. Чтобы сетка не соприкасалась с ТП, укладываем под нее куски лишнего пенополистирола или нашлепываем цементный раствор.
  6. Устанавливаем направляющие и заливаем стяжку.

После заливки дожидаемся полного высыхания стяжки, и «обживаем» обновленный гараж.

VentiHome
Добавить комментарий