Обновление лакокрасочного покрытия — услуга массово востребованная. Иногда клиенты заказывают перекраску всего автомобиля, чаще — окрашивание отдельных деталей, побывавших в ДТП (или новых деталей, пришедших на замену поврежденным).
Если в помещении проводится покраска автомобиля — оно должно быть оборудовано мощной системой вентиляции. У владельца бокса есть 2 варианта: приобрести заводскую покрасочную камеру, в которой уже будет встроена система вентиляции, или организовать правильные условия в пустом помещении.
Рассмотрим, как правильно ее организовать.
Предварительный совет: проектирование и установка вентиляционного оборудования для окрасочных камер — задача ответственная. Работать без вентсистемы нельзя, даже если у вас гаражный бокс, где вы по дешевке красите поцарапанные крылья и двери для старых отечественных автомобилей — потому что нарушение воздухообмена может привести к пожару или отравлению.
Если речь идет о «полноценной» покрасочной камере, работающей официально — вентсистему для нее обязательно должны проектировать специалисты. Вся информация ниже — приведена для ознакомления.
- Обязательно ли делать вентиляцию в покрасочном боксе, и почему?
- Общие требования к вентсистеме покрасочной камеры
- Что учитывается при проектировании? (+видео с общими сведениями)
- Из чего состоит вентиляционная система покрасочной?
- Подробнее о потолочных фильтрах (видео)
- Подробнее про короб (видео)
- Подробнее про приток воздуха и его нагрев (видео)
- Расчет мощности оборудования и кратность воздухообмена
- Режимы работы вентиляции в покрасочных камерах
- Примерная стоимость вентсистемы (проектирование + оборудование + монтаж)
- Примерная стоимость готовой камеры с вентсистемой
- Презентация покрасочной камеры Blowtherm (видео, не на русском)
- Создание вентсистемы для покрасочной своими руками в гараже (+видео)
Обязательно ли делать вентиляцию в покрасочном боксе, и почему?
Да, обязательно.
Вентиляционная система в покрасочных боксах выполняет такие функции:
-
Очищает поступающий воздух от пыли и грязи, которые могут осесть на ЛКП.
-
Фильтрует удаляемый воздух от вредных веществ и запахов. Они и окружающей среде вредят, и могут быть опасны (а запах — неприятен), если покрасочная камера организована рядом с людьми. Например, если вы занимаетесь покраской авто в своем гараже, и рядом стоят гаражи других автовладельцев. В этом случае речь идет не только про дискомфорт соседей, но и про нарушение санитарных норм. Если ПДК вредных веществ из-за вашей работы превысит нормы — ждите Санстанцию.
-
Удаляет вредные вещества, которые выделяются при покраске, и могут повредить маляру. Самый главный фактор, поскольку в состав ЛКМ входят вещества I и II классов опасности («чрезвычайно опасные» и «высокоопасные»), в том числе проникающие в организм через кожу и пищеварительный тракт (с грязных рук).
-
Удаляет пары взрывоопасные вещества. Из ЛКМ выделяются ксилол, также опасен уайт-спирит (легковоспламеняемое вещество) и растворители, которые его содержат.
При недостаточном воздухообмене покраска даже 1 машины может навредить здоровью автомаляра. А если вы додумаетесь долго красить в закрытом небольшом гараже — можно получить острое отравление парами ЛКМ.
Поэтому даже если речь идет о перекраске 1 запчасти — для работы надо обеспечить достаточный воздухообмен.
Общие требования к вентсистеме покрасочной камеры
Перечислим главные правила:
-
Вентиляция должна быть только механической (принудительной).
-
Фильтры обязательно ставятся и на приток, и на вытяжку.
-
Вентоборудование должно выполняться во взрывозащищенном исполнении.
-
Воздух подается через потолок, вертикальным потоком вниз. Вытяжка — организуется через напольные решетки.
Что учитывается при проектировании? (+видео с общими сведениями)
Вот что:
-
Размер автомобиля. От этого зависит размер самой камеры — она не должна быть слишком большой, поскольку тогда придется делать более мощную вентсистему. Средний размер камер для легковых машин — 6.9х3.9х2.7.
-
Тип краски (чтобы знать состав ЛКМ, вид растворителей). Исходя из этого могут подбираться более качественные фильтры.
-
Как часто планируется красить, и как долго будут проводиться работы.
Из чего состоит вентиляционная система покрасочной?
Вентсистема камеры для покраски состоит из притока (подачи свежего воздуха) и вытяжки (удаления отработанного воздуха).
Приточная линия включает:
-
1 радиальный вентилятор во взрывозащищенном исполнении.
-
Нержавеющий воздуховод, проходящий с улицы до пространства над потолком (подача воздуха осуществляется сверху вниз).
-
Фильтр, встроенный в потолок — для очистки воздуха от пыли. Фильтра на притоке может быть 2: первый для предварительной очистки, второй — для тонкой.
-
Нагреватель: горелка, калорифер + котел, или ТЭН.
Вытяжная линия включает:
-
1 радиальный вентилятор во взрывозащищенном исполнении.
-
Каналы под полом, прикрытые решеткой. Располагаются вдоль стен.
-
Нержавеющий воздуховод, проходящий от пространства под полом до улицы.
-
Нескольких фильтров. Обычно ставят 2: первый — сразу под напольной решеткой, второй — перед вытяжным вентилятором.
Для контроля и замеров используют:
-
2 заслонки: на вытяжке и на приточке.
-
Термометр или датчик температуры воздуха в помещении.
Подробнее о потолочных фильтрах (видео)
Подробнее про короб (видео)
Подробнее про приток воздуха и его нагрев (видео)
Расчет мощности оборудования и кратность воздухообмена
Рассчитать мощность вентиляторов можно 2 способами:
-
Средняя производительность системы — 800 м³/ч на 1 м² площади. То есть для камеры 6х4 м² мы получаем: 6 х 4 х 800 = 19200 м³/ч.
-
Кратность воздухообмена — 300. То есть для камеры 6х4х3 (объем — 72 м³) воздухообмен должен составлять 300 х 72 = 21600 м³/ч.
Такую мощность (а лучше — чуть больше) должны иметь оба вентилятора (и приточный, и вытяжной).
Как видим — расчет дает разные результаты. Лучше — использовать вторую формулу. Первую — можете применять, если красить планируете нечасто и недолго.
Режимы работы вентиляции в покрасочных камерах
По правильной технологии окраска выполняется в 4 этапа:
-
Напыление — нанесение краски на деталь.
-
Продувка — подача воздуха горизонтально (сбоку) на деталь, чтобы разровнять слой краски.
-
Сушка.
-
Охлаждение (нужно, поскольку сушка проводится при температуре +60-80º).
Поэтому в автомобильных покрасочных боксах вентсистема должна работать в диапазонах производительности (по воздухообмену) и температуры, которые охватывают эти 4 этапа.
Самым «требовательным» по температуре является этап сушки: она должна составлять +60..+110º (точнее — зависит от краски).
Примерная стоимость вентсистемы (проектирование + оборудование + монтаж)
Выполним расчет стоимости при обустройстве помещения под покраску:
Статья расхода | Стоимость, тысяч рублей |
Проектирование с учетом освещения, вентиляции, нагрева, фильтров | От 50-70 |
Вентилятор-«улитка» во взрывозащищенном исполнении, 18000 м³/ч, 4 кВт | 40 (нам надо 2 штуки, значит 80) |
Нагреватель (дизель или газ) на 250 кВт | От 75 |
Датчик температуры воздуха | 1 |
Напольный фильтр для задержания краски (PS3), рулон 0.75х20 м | 5 |
Потолочный фильтр тонкой очистки, класс F5, рулон 2х20 м | 15 |
Угольный фильтр (на вытяжку) | 12-15 |
Манометр перепада давления (чтобы следить за загрязненностью фильтров) | 3-4 |
Комплект оцинкованных воздуховодов (со всеми отводами, адаптерами, врезками), длиной 30-40 м (на приток и на вытяжку, с запасом) | 75 |
Панель управления вентиляцией | 5-15 |
Итого выходит около 320 тысяч рублей только на вентиляцию (то есть освещение, отделку стен, напольные решетки, заезд, ворота — оплачиваем отдельно). Это не считая услуг специалистов по монтажу и подключению этого оборудования. Конечно, мы считали грубо округленные суммы, и на практике цена может оказаться ниже.
Примерная стоимость готовой камеры с вентсистемой
Готовые окрасочные камеры с вентиляцией (на 1 легковое авто) стоят примерно столько:
-
Colortech CT 7000 (Турция): от 1.3 млн рублей. Размер — 7х4х2.8 м, горелка на 237 кВт, производительность притока и вытяжки — по 18000 м³/ч.
-
Colortech CT 6000 (Турция): от 1.1 млн. Характеристики те же, только размер другой: 6.2х4.08х3.4 м.
-
СК-1 Техносоюз (РФ): от 750 тысяч. Размер — 7.2х4.8х3.5 м, производительность по воздуху — 22000 м³/ч, регулировка температуры — от +20º до +90º.
-
Guangli GL-2000A GL-3 (Китай): от 1 млн. Размер — 6.9х3.9х2.7 м, производительность по воздуху — 24000 м³/ч.
-
Technoline Grand (Китай): от 800 тысяч. Размер — 6.9х4х2.9 м, воздухообмен — 26000 м³/ч, дизельная горелка на 330 кВт.
-
SPK-4.4.3 (РФ): от 2.7 млн. Размер — 4х4х3 м, воздухообмен — 10000 м³/ч, для нагрева воздуха — ТЭН на 282 кВт. Есть программируемый контроллер с сенсорным управлением.
-
Atis Aqua Prima 7.5.4 (РФ): от 900 тысяч. Размер — 6.9х3.9х2.7 м, воздухообмен — 24000 м³/ч, дизельная горелка 218 кВт.
-
Nordberg Standart (Китай): от 975 тысяч. Размер — 6.9х3.9х2.7 м, воздухообмен — 80000 м³/ч, дизельная горелка на 202 кВт.
У всех моделей есть фильтры (набор и их качество — разное), встроенные взрывозащищенные светильники, пожарные датчики, системы управления вентиляцией. В цену не включена доставка и установка.
Получается, что за условный 1 млн рублей можно получить готовую камеру с вентиляцией, освещением, подогревом и фильтрами. Если смотреть самые дешевые модели, или искать Б/У — можно найти оборудование за 500-600 тысяч.
Поэтому проще и быстрее — взять готовую камеру, чем обустраивать ее с нуля. По цене это обойдется чуть дороже или примерно столько же, сколько и обустройство. Но в итоге вы получаете полностью готовый бокс, который позволит правильно применять технологию покраски, не будет загрязнять воздух вредными выбросами, и не создаст опасности для маляра.
Презентация покрасочной камеры Blowtherm (видео, не на русском)
Создание вентсистемы для покрасочной своими руками в гараже (+видео)
Если вы все-таки решили сделать самодельный бокс для покраски в гараже — вкратце рассмотрим этапы работы:
-
Создаем схему. «Примеряем», где будут располагаться точки притока и вытяжки, как будут проходить воздуховоды.
-
Сверлим отверстия в стенах (или в потолке) под воздуховоды.
-
Собираем каркас бокса.
-
Прокладываем воздуховоды, устанавливаем нагреватель и приточный и вытяжной вентиляторы. Ставить их надо за пределами бокса (можно между каркасом и стенами самого гаража).
-
Устанавливаем систему распределения воздуха с фильтром на потолок.
-
Обшиваем потолок и каркас панелями, устанавливаем освещение.
-
Делаем в полу выемку для удаления воздуха. Или вариант проще, чтобы не долбить пол самому: заказываем лаги из стальных труб. Получается, что машина будет стоять не на «родном» полу, а на смотнированных над ним лагах.
-
Прокладываем воздуховод до подпольного пространства.
-
Укладываем под лаги фильтр для удержания краски, и кладем сверху решетку.
Готово — вы получили кустарный бокс, сделанный своими руками.
Совет для тех, кто решится делать его самостоятельно: найдите специалиста по вентиляции, который поможет спроектировать и потом проконтролирует правильность монтажа вентсистемы.