Фреон — хладагент (хладон), используемый в кондиционерах (и другом холодильном оборудовании).
Он циркулирует по замкнутому коллектору по компрессионному циклу (то есть движение фреона обеспечивает компрессор).
В некоторых случаях бытовые кондиционеры требуется дозаправлять фреоном, или полностью заменять его.
- Что делает фреон в кондиционере? (+видео)
- Какой фреон используется в бытовых кондиционерах (+цена баллонов)?
- Как узнать марку фреона в моем кондиционере?
- Сколько фреона находится в кондиционере, и как рассчитать количество в зависимости от длины трассы?
- Как часто и в каких случаях надо заправлять кондиционер?
- Проверка давления фреона в кондиционере (видео)
- Кто этим занимается и сколько стоит услуга?
- 2 способа определения количества фреона для заправки
- Можно ли заправить кондиционер самому, и что для этого нужно? (+видео-обзор комплекта для заправки)
- Пошаговая инструкция по заправке кондиционера своими руками (+2 видео)
- Меры предосторожности при работе с фреоном
Что делает фреон в кондиционере? (+видео)
Рассмотрим вкратце, что именно делает фреон в кондиционере:
-
Хладагент выходит из испарителя в виде пара с низким давлением и низкой температурой.
-
Компрессор повышает давление фреона до 15-20 атмосфер и температуру до +70-90º.
-
Хладагент поступает в конденсатор. Там он охлаждается и переходит в жидкое состояние, и выделяет тепло. В простых моделях кондиционеров это тепло отводится за пределы помещения. В моделях с обогревом — используется для отопления комнаты.
-
Далее фреон поступает в испаритель. Тут его давление снижается, и фреон вскипает и превращается в газ. На этом этапе хладагент выделяет холод, который остужает помещение.
То есть именно фреон, циркулирующий внутри кондиционера — охлаждает и нагревает воздух в комнате.
Какой фреон используется в бытовых кондиционерах (+цена баллонов)?
Фреонов существует около 40 разных типов.
В бытовых (домашних) кондиционерах используются такие марки хладагентов:
-
R-407C. Дозаправить кондиционер с таким хладагентом нельзя, поскольку при утечке он меняет свой состав и теряет характеристики. Поэтому такие сплит-системы только полностью перезаправляются (старый фреон надо слить, а затем заправить новый). Баллон на 11.3 кг стоит около 6500 рублей.
-
R-410A. В отличие от R-407C – при утечке не теряет характеристик. Поэтому системы с этим хладагентом можно дозаправлять. Баллон весом 11.3 кг стоит около 8000 рублей.
-
R32. По теплопроводности и производительности — на 5% эффективнее, чем R-410A. Тоже не нуждается в полной замене — при утечке систему можно дозаправить, не сливая весь хладагент. Баллон весом 10 кг стоит около 8000-8500 рублей.
-
R22. С 2010 года этот хладагент запретили в США и Европе, с 2015 — в РФ (поскольку он вредит озоновому слою Земли). Если у вас старая сплит-система — она еще может работать на таком фреоне. Новые — производятся уже на других марках. В системы с хладагентом R22 можно заливать R-407C.
Цены примерные, актуальны на март 2019 (при курсе 66 рублей за 1$).
Как узнать марку фреона в моем кондиционере?
Узнать, какой фреон залит в систему, можно такими способами:
-
Посмотреть в бумажной инструкции к кондиционеру, если она осталась.
-
Посмотреть название своей модели (на табличке сбоку внутреннего блока, или в инструкции), и загуглить характеристики хладагента.
-
На внутреннем блоке сплит-системы (который установлен в помещении) сбоку есть таблица с характеристиками. Там пишется тип фреона (Refrigerant).
Сколько фреона находится в кондиционере, и как рассчитать количество в зависимости от длины трассы?
В разные кондиционеры заправляется разное количество (объем) хладагента.
Таблица стандартных показателей:
Класс мощности | Холодопроизводительность, кВт | Примерное количество хладагента, грамм |
7 | 2-2.2 | 500-750 |
9 | 2.5-2.8 | 600-750 |
12 | 3.3-3.6 | 800-900 |
18 | 5-5.4 | 1100-1200 |
24 | 6-6.4 | 1400-1700 |
Это — для стандартной длины трассы. У разных производителей и у кондиционеров разного класса длина трассы будет отличаться. В среднем — от 3 до 7 метров для моделей мощнее 12. Для 7-9 — трассы могут быть и короче. Точные данные указываются в инструкции к каждой модели.
Если трасса удлиненная, фреона понадобится больше. На каждый лишний 1 м добавляем по 15-20 г для моделей 7-9 класса, и по 20-30 г для 12-24.
Как часто и в каких случаях надо заправлять кондиционер?
Заправлять кондиционер нужно в таких случаях:
-
После установки или переустановки в новое место.
-
После ремонта, если в процессе отключались фреоновые магистрали.
-
Если произошла утечка из контура. Почти всегда дозаправлять кондиционер приходится из-за утечки.
-
Каждые 2 года (частота примерная, если система смонтирована правильно — то можно и реже). В среднем за 1 год эксплуатации теряется около 8% объема хладона.
Понять, что пришла пора замены — можно по качеству работы устройства.
Признаки утечки такие:
-
на наружном блоке появляется иней;
-
помещение охлаждается (или нагревается) медленнее, чем раньше (при примерно такой же температуре наружного воздуха); кондиционер при этом работает дольше (или вообще без перерывов), и его приходится нагружать сильнее;
-
инверторная модель может часто отключаться и показывать код неисправности;
-
при работе кондиционера появляется неприятный запах (не пыли).
Проверка давления фреона в кондиционере (видео)
Кто этим занимается и сколько стоит услуга?
Ищите в своем городе компании, которые выполняют обслуживание климатической техники — они же могут заменить хладагент, или дозаправить систему.
Сколько стоит такая услуга примерно (для домашнего кондиционера класса «семерки» или «девятки»):
-
дозаправка: от 1500 рублей;
-
полная замена: от 2500 рублей.
Точнее стоимость скажет только мастер. Цена зависит от:
-
количества и марки хладагента в вашей сплит-системе;
-
состояния кондиционера (если есть утечка — сразу заправлять хладагент бессмысленно: он снова будет уходить — поэтому сначала проводится диагностика, ремонт, и только потом дозаправка).
2 способа определения количества фреона для заправки
Расчет количества можно выполнять по:
-
Давлению. Смотрят оптимальное давление хладагента (в характеристиках к вашей модели), затем меряют манометром текущее давление, и докачивают до нужного. Метод обычно применяют при утечке из-за длительной эксплуатации.
-
Массе. Применяется, если хладагент из системы надо полностью выкачать и заменить новым. Нужно подсчитать вес фреона (смотрим данные в характеристиках, и прибавляем длину трассы, если она больше оптимальной), и заправить нужное количество грамм. Для этого электронными весами сначала определяется масса полного баллона с фреоном.
Можно ли заправить кондиционер самому, и что для этого нужно? (+видео-обзор комплекта для заправки)
Да, можно — работа это несложная.
Но невыгодная: фреон продается обычно большими баллонами, и вдобавок кроме него понадобится покупать оборудование для заправки. Поэтому в большинстве случаев лучше заплатить мастеру, чем работать самому.
Но если вы все-таки решили справиться своими руками — вам понадобится:
-
Набор шестигранников (или разводной ключ)
-
Набор крестовых отверток.
-
Цифровые весы (с диапазоном до 15-20 кг).
-
Манометрический коллектор (станция). Это измерительный инструмент, контролирующий давление в сплит-системе. Можно использовать двух- или четырехпозиционный аппарат. Четырехпозиционный — удобнее и надежнее. Дешевая установка стоит от 2600-2800 рублей.
-
Баллон с фреоном подходящей марки.
Пошаговая инструкция по заправке кондиционера своими руками (+2 видео)
Как правильно заправить кондиционер своими руками:
-
Открываем окно и осматриваем наружный блок. Нужно найти на боковой стороне кожух, под который уходят 2 шланга.
-
Откручиваем винты, держащие кожух, под который входят 2 трубки, и снимаем его. По одной трубке — к наружному блоку подводится хладагент в газообразном состоянии. По второй трубке — из наружного блока отводится хладагент в жидком состоянии.
-
Сливаем старый хладагент в атмосферу — через золотник сервисного порта или через открученную трубку. Обязательно сливайте фреон медленно, чтобы не слить и масло. Для замены в домашних условиях неопытным человеком — самый приемлемый вариант: правильно рассчитать остаток для дозаправки у вас вряд ли получится.
-
К золотнику подключаем левый (синий) шланг манометрической станции.
-
Проверяем, что вентили коллектора закрыты.
-
Средний (желтый) шланг манометрической станции подключаем к штуцеру вакуумного насоса.
-
Открываем задвижку низкого давления и следим за показаниями: нужно, чтобы манометр показал -1 Бар.
-
Открываем вентили сервисных портов.
-
Вакуумируем контур на протяжении 20 минут. Когда давление опустится до -1 Бар — выжидаем еще минут 20-30: не будет ли стрелка подниматься обратно к 0? Если будет — значит, где-то в контуре есть протечка. Ее надо найти и устранить, иначе заправленный хладагент снова будет протекать.
-
Если протечек не найдено — через 30 минут после вакуумирования отключаем желтый шланг станции от насоса и подключаем к баллону с фреоном.
-
Закрываем левый кран коллектора.
-
Ставим баллон с фреоном на весы и запоминаем, сколько он весит сейчас.
-
Открываем вентиль на баллоне.
-
На 1 секунду открываем и потом закрываем правую задвижку на манометрической станции — чтобы продуть штанг (чтобы в шланге не осталось воздуха, который попадет в контур).
-
Открываем левый (синий) кран на станции. После этого фреон начнет поступать из баллона в контур кондиционера. Вес баллона — начнет уменьшаться. Следим, пока он не опустится до нужной отметки (то есть пока в контур не заправится столько газа, сколько нужно для вашей модели), и перекрываем синий кран.
-
Перекрываем оба крана на блоке, отсоединяем станцию и проверяем, как работает кондиционер.
Меры предосторожности при работе с фреоном
Если вы собрались заправлять кондиционер своими руками — помните:
-
Марки, содержащие хлор — вредны организму. Не допускайте попадания на слизистые (в глаза, рот), и не вдыхайте их.
-
При большой концентрации фреона можно отравиться. Поэтому не работайте в закрытом помещении — обязательно откройте окно и дверь, если есть — включите вытяжку (на кухне и в санузле).
-
При попадании жидкого фреона на кожу можно получить обморожение. Поэтому работать нужно только в резиновых перчатках и в закрытой одежде (не в майке и не в футболке с шортами).
Если при работе хладагент попал на кожу или слизистую — его надо сразу же смыть водой, а место смазать вазелином.
Если возникли симптомы удушья, или любые другие ненормальные признаки — надо немедленно прекратить работу, покинуть помещение и проветрить его.