Как устроен турбодефлектор, в чем плюсы его применения, и как его сделать самому?

В работе любой вентсистемы важно обеспечить не только приток свежего воздуха, но и удаление отработанного. В некоторых случаях вентиляционная шахта не справляется со своей задачей, и ей нужно «помогать».

Электрические вытяжки — не единственное решение в такой ситуации. Еще один вариант — установка турбодефлектора.

Что такое турбодефлектор, и зачем он нужен? (+видео с устройством)

Турбодефлектор (или ротационный дефлектор) — металлическое изделие, которое устанавливается на выход (на самый верх) вентиляционной шахты. Его задача — усиление естественной тяги.

Кроме основной задачи этот элемент выполняет и защитную функцию. Он защищает вентиляционный канал от птиц, осадков и обратной тяги.

Устройство и принцип работы

Конструктивно изделие состоит из 2 частей:

  1. Турбинная головка — круглая подвижная часть, состоящая из большого количества тонких согнутых пластин, «собранных» с небольшими зазорами между собой. Материал пластин — металл (обычно это оцинкованная сталь или алюминий), толщиной до 1 мм. Головка закреплена сверху опорной части, на подшипниках.
  2. Опорная часть — нужна для крепления к выходу вентшахты. Может иметь прямоугольную, квадратную или круглую форму сечения. Насадка (переход) для монтажа может иметь разные размеры — от небольших (около 10 см) до крупных (более 50 см).

Теперь о том, как работает это изделие.

Турбодефлектор, установленный сверху вентшахты, находится на открытом месте, и обдувается ветром. Воздушный поток, попадающий на лопасти (пластины), приводит их в движение — головка начинает вращаться (а вращаться она может только в одну сторону). Поскольку толщина металла небольшая, для вращения достаточно даже легкого ветра скоростью в 0.5 м/с. Вращаться турбина может только в одну сторону.

За счет вращения пластин в вентканале повышается тяга (разрежение). Как результат — улучшается работа естественной вентиляции: воздух удаляется из помещений более эффективно, и система работает стабильнее.

Сравнение турбодефлектора и дефлектора ЦАГИ (видео)

Где полезно применять?

Турбо дефлектор может использоваться для вентиляции самых различных построек — от жилых частных домов и до промышленных объектов. Если уточнить, то монтаж турбодефлекторов полезен для таких построек:

  • частные дома — от жилых коттеджей и до летних дачных домиков;
  • одноэтажные хозяйственные и нежилые постройки: сараи, гаражи, амбары, бани, сельскохозяйственные здания (птичники, хлева);
  • промышленные предприятия — независимо от того, что именно они выпускают;
  • многоквартирные жилые дома;
  • общественные здания;
  • спортивные комплексы;
  • офисные и торговые центры;
  • склады.

Также изделия могут использоваться для вентиляции подкровельного пространства.

Турбодефлектор может ставиться на трубы таких типов:

  • вытяжные каналы — как отдельные (к примеру, только из гаража), так и «общие» (вентиляционная шахта многоквартирного дома);
  • дымоходы — каминов, котлов, печей.

Если речь идет об установке изделия на дымовую трубу — есть ограничение по температуре. При выборе насадки нужно смотреть, до скольки градусов она может использоваться.

Использовать такие изделия можно как на вытяжных каналах естественной вентиляции, так и на воздуховодах, в которые подводятся механические вытяжки (вентиляторы). Во втором случае турбодефлекторы, за счет усиления тяги, позволяют экономить электроэнергию — реже включать вытяжки.

Плюсы и минусы применения

К плюсам применения можно отнести такие нюансы:

  • увеличение производительности систем естественной вентиляции;
  • стабилизация тяги — даже при порывистом ветре разрежение в вытяжном канале будет более стабильным, чем в воздуховоде без турбодефлектора;
  • работа без электричества;
  • дополнительная защита вентканала от осадков, птиц, попадания различного мусора;
  • дополнительная защита канала от наледи — за счет более стабильной тяги и вращения турбины;
  • эстетичный дизайн — турбодефлекторы не портят внешний вид кровли, независимо от стиля постройки;
  • небольшой вес (за счет тонких лопастей) — в этом плане турбодефлекторы лучше, чем дефлекторы ЦАГИ (для примера: турбодефлектор диаметром основания 680 мм будет весить около 9 кг, а дефлектор ЦАГИ такого же размера — будет иметь вес около 50 кг);
  • простота обслуживания, надежность и долговечность — конструкция и принцип работы изделия предельно простые, в них практически нечему ломаться, благодаря чему турбодефлекторы имеют срок эксплуатации примерно в 10-15 лет.

Существенный минус есть только один. Если на улице сильный мороз, есть осадки и нет ветра — головка остановится, и может примерзнуть. Из-за примерзания турбина не будет вращаться, а узкие щели между «лепестками» (пластинами) могут забиться наледью. Как результат — тяга в вентканале может упасть, или вообще исчезнуть.

Справедливости ради — отметим, что такие ситуации на практике встречаются нечасто: абсолютно безветренная погода с сильным морозом и осадками не держится долго.

О производителях и стоимости (+видеообзор с распаковкой турбодефлектора)

На рынках РФ и стран СНГ распространены изделия таких производителей:

  1. Rotowent (Польша). Могут ставиться как на дымоходы, так и на вентшахты — рассчитаны на температуру до +500º.
  2. Турбомакс (Беларусь). Позиционируются как «дымоотводные колпаки», но по факту могут использоваться и для вентканалов.
  3. Эра (РФ).
  4. Турбовент (РФ).

Для ознакомления — приведем стоимость нескольких моделей, имеющих разные размеры:

  1. Диаметр 100 мм, из оцинковки — около 2000-2200 рублей.
  2. Диаметр 110-125 мм, из нержавейки — около 3100 рублей.
  3. Диаметр 150-160 мм, из нержавейки — 3600-3700 рублей.
  4. Диаметр 200 мм, из нержавейки — около 4000-4200 рублей.
  5. Диаметр 315 мм, из оцинковки — около 3900-4000 рублей.
  6. Диаметр 500 мм из нержавейки — около 6900-7000 рублей.
  7. Диаметр 680 мм, из оцинковки — около 12000-13000 рублей.

Правила монтажа

Установка турбодефлектора выполняется просто: сначала на вылет вентиляции (или дымохода) крепится на хомут нижняя неподвижная часть. Затем сверху крепится вращающаяся головка. Процесс простой, своими руками это сделать реально (ни инструмента дорогого не нужно, ни опыта специфического тоже), единственная сложность — проводить монтаж надо будет на крыше.

Прежде чем установить изделие — ознакомьтесь с правилами монтажа:

  1. После распаковки нужно проверить, как работает устройство. Для этого надо поставить турбодефлектор на улице на любую поверхность. Когда подует ветер — турбина должна завертеться.
  2. Еще раз проверить работу нужно уже после установки. После того, как дефлектор будет смонтирован на вентшахту. Дождитесь, пока подует ветер, и посмотрите, будет ли вращаться головка.

В остальном правила такие же, как и при монтаже вентканала без турбодефлектора:

  1. Если вентканал располагается на расстоянии более 3 метров от конька: его отверстие должно находиться не ниже, чем условная линия, проходящая от горизонтальной линии конька вниз с уклоном в 10º.
  2. Если вентканал располагается на расстоянии от 1.5 до 3 метров от конька: его отверстие может проходить на уровне конька.
  3. Если вентканал располагается на расстоянии до 1.5 метра до конька: его отверстие должно как минимум на 50 см выводиться выше над уровнем конька.

Возможные неполадки и их решение

Несмотря на то, что турбодефлектор устроен предельно просто — он тоже нуждается в обслуживании, и тоже может ломаться.

Приведем основные проблемы и способы их устранения:

  1. Ухудшение работы: замедление вращения, посторонний шум при вращении. Возможная причина — механическое повреждение (к примеру, если рядом с домом растет дерево — на дефлектор может упасть ветка, или пластины может погнуть сильный град). В этом случае нужно осмотреть турбодефлектор, по возможности — демонтировать и починить его.
  2. Резкое падение или полное отсутствие тяги в воздуховоде в сильный мороз. Возможная причина — обмерзание. Это можно заметить только при осмотре (либо подняться на крышу, либо с земли — если дефлектор хорошо видно). Для решения проблемы придется либо дожидаться повышения температуры, либо подниматься наверх и очищать изделие от наледи.
  3. Полная остановка вращения, замедление вращения. Возможная причина — заклинивает подшипники (если визуально не видно других повреждений). В этом случае турбину придется снимать, и смазывать либо заменять подшипники.

Чтобы предотвратить проблемы — достаточно 1 раз в год осматривать пластины и смазывать подшипники. Делать это лучше всего после зимы — поскольку сильные морозы являются наиболее «опасным» сезоном для таких изделий.

Для смазки подшипников подойдет литол. Чтобы обновить смазку, нужно:

  1. Снять турбину.
  2. С помощью съемника разжать стопорное кольцо.
  3. Подшипники — смазать (либо заменить, по необходимости), и провести сборку и установку изделия на место.

Можно ли сделать своими руками?

Да, самодельный турбодефлектор вполне реально сделать. Правда, сразу скажем — работа это будет монотонная и долгая: придется нарезать из металла несколько десятков пластин, и потом собрать все это. В общей сложности на сборку у рукастого мастера может уйти около десятка часов в лучшем случае. Поэтому в большинстве случаев лучше потратить 3-5 тысяч рублей, чем выполнять работу самому.

Однако если хочется сэкономить, или просто нравится делать что-то своими руками — мы приведем пошаговую инструкцию. На практике рассмотрим, как сделать такую деталь для круглого воздуховода с диаметром 160 мм.

Что понадобится:

  1. Плотная бумага или тонкий картон — для создания образца (не обязательно, но полезно).
  2. Металл — оцинкованная сталь или нержавейка. Толщина листа — 0.5-1 мм, размер — около 1х2 м, или примерно такой же (выйдет с запасом).
  3. Фланец для круглого воздуховода диаметром 160 мм.
  4. Винты М4, самоконтрящиеся гайки, заклепки — по количеству пластин.
  5. Подшипниковый узел. Самая ответственная и сложная (в плане поисков) деталь. Можно либо найти в магазине готовое изделие, либо, как вариант — взять 2 муфты (25 мм), и кусок мебельной трубы.
  6. Инструмент — дрель с мелкими сверлами, плоскогубцы, ножницы по металлу.

Схема работы поэтапно:

  1. Вырезаем круг диаметром 170 мм.
  2. Вырезаем около 20-25 (не стандартное количество — можно делать и другое) лопастей: длинных тонких прямоугольников, размером 5х35 см.
  3. Лопасти загибаются по одинаковому радиусу. Этот этап — самый сложный: работать придется только вручную, как-то точно замерять результат — не получится. Для загиба можно взять наждачный круг и стеклянную литровую банку. Учтите, что идеального результата добиться все равно не получится, поэтому сразу будьте готовы к погрешностям.
  4. Уголки лопастей, которые будут крепиться к муфте — загибаются под прямым углом (для отверстий под крепежи).
  5. Согнутые пластины крепятся к краю вырезанного круга.
  6. Собирается подшипниковый узел.
  7. На подшипниковый узел крепится круг с пластинами.

Прежде чем приступать к работе с металлом — желательно сделать чертеж и «макет» изделия из бумаги или картона.

Фотоинструкция создания самодельного турбодефлектора, с размерами (видео)

VentiHome
Добавить комментарий